Приказ Министерства Образования и Науки "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ"
В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 1997, № 46, ст. 5243; 1998, № 26, ст. 3014; 2000, № 2, ст. 153; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 11; 2006, № 23, ст. 2378; № 52, ст. 5497; 2007, № 1, ст. 21; № 30, 
ст. 3808; 2008, № 17, ст. 1756; № 27, ст. 3124; 2010, № 52, ст. 7001; 2011, № 19, 
ст. 2715; № 49, ст. 7029, ст. 7041), подпунктом 7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 15, ст. 1590; 2002, № 15, ст. 1434; 2005, № 11, ст. 950; 2006, № 16, ст. 1748; 2012, № 19, ст. 2416; № 21, ст. 2644), пунктами 15 и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст. 2572; 2010, № 31, ст. 4257; 2012, № 19, ст. 2416; № 21, ст. 2644), п р и к а з ы в а ю: 

1. Утвердить: 
требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять 
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение № 1); 
форму свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять 
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, 
на территории Российской Федерации (приложение № 2). 

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 1681 «Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2011 г., регистрационный № 21495). 

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года. 

Министр Д.В. Ливанов 

Приложение № 1 

УТВЕРЖДЕНЫ 
приказом Министерства образования 
и науки Российской Федерации 
от «20» августа 2012 г. № 623 


ТРЕБОВАНИЯ 
к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять 
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей 

I. Общие положения 

1. Настоящие требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка), определяют структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, стать патронатным воспитателем) (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья). 

2. Программа должна предусматривать изучение следующих разделов: 

Раздел 1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители», включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка 
на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных 
и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем: 
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов 
в приемные родители; 
б) задачи подготовки, в том числе, касающиеся: 
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития; 
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, 
с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей; 
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; 
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение; 
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка; 
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; 
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями 
по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания; 
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей; 
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей 
и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители); 
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства 
в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства 
с потенциальной приемной семьей; 
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. 

Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка 
и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»
, включающий в том числе: 
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение 
со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать; 
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы; 
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций. 

Раздел 3 «Этапы развития ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем: 
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество); 
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. 

Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем: 
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка; 
диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» 
и «задержка психического развития», их отличия; 
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение; 
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. 

Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)», включающий в том числе изучение следующих тем: 
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места 
в жизни ребенка; 
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; 
типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»); 
понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка. 

Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи», включающий 
в том числе изучение следующих тем: 
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка; 
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации; 
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный; 
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье. 

Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»
, включающий в том числе изучение следующих тем: 
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними; 
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; 
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм; 
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет 
на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты. 

Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем: 
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе 
в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи 
с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством); 
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним; 
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах; 
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. 

Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем: 
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности 
и сексуализированного поведения; 
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация 
и осознание половой принадлежности; 
способы защиты ребенка от сексуального насилия. 

Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»,включающий в том числе изучение следующих тем: 
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка; 
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители; 
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации; 
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи; 
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции; 
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. 

Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан», включающий в том числе изучение следующих тем: 
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью; 
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства; 
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации 
к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами 
в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем; 
порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных 
о детях, оставшихся без попечения родителей; 
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка; 
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты 
и места рождения; 
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов 
на ребенка, передаваемых приемной семье; 
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка 
на воспитание в семью; 
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся 
в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства; 
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка; 
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля 
за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного 
и управлении таким имуществом; 
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) -личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей; 
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку; 
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства; 
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. 

Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки 
и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям 
и семьям»
, включающий в том числе изучение следующих тем: 
родительские и профессиональные функции приемной семьи; 
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, 
с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия; 
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи; 
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. 

Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов 
в приемные родители»
, включающий в том числе: 
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий; 
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители; 
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание; 
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов 
в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию). 

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме. Общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 
и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).