Благотворительный проект по поддержке детей-сирот Костромской области

Трудности коммуникации

10 Марта 2022

Студентка 5 курса института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» Алёна Слащёва в своем исследовании по формированию коммуникативных навыков у подростков, живущих в детских домах, приходит к выводу: «Ребёнок же, у которого нет такого взрослого, не может поделиться тем, что его волнует».

«А люди ходят и не верят нам,

Они большие и... сухие.

Они гуляют, как по берегу,

Вокруг бунтующей стихии…»

Здесь ребёнок говорит не о его сверстниках, он пишет о взрослых, о тех самых взрослых, которым так сложно понять мир, открывающийся в подростковом возрасте.

Возможно, самой важной в жизни каждого подростка является возможность иметь того самого важного взрослого, который вовремя поддержит и возьмет за руку. К сожалению, не каждый ребёнок может обладать такой возможностью.

Нами были проведены сравнительные исследования по формированию коммуникативных компетенций подростков, воспитывающихся в замещающих семьях, а также детей, проживающих в детском доме – интернате. Ребятам были предложены несколько тестов на уровень общения и коммуникативных умений подростков. Исследования показали, что 60 процентов опрошенных детей, находящихся в семьях, практически не испытывают трудностей при общении, легко идут на контакт, не боятся новых знакомств, также 30 процентов детей испытывают небольшие трудности, не всегда готовы слушать собеседника, однако, очень любят рассказывать о себе, делиться своими переживаниями. Оставшиеся 10 процентов детей даже общительны сверх меры, готовы поддерживать самые разные разговоры, охотно берут слово по самым разным вопросам, берутся за любое дело, хотя не всегда его могут довести до конца.

Интересно, что явно закрытых и не готовых к общению детей мы здесь не видим Сравним получившиеся результаты с детьми, воспитывающимися в детском доме – интернате. Здесь процент людей, не испытывающих проблем в общении, ниже половины, всего 40 процентов. Явно преобладает процент детей, испытывающих трудности в общении (50 процентов), они замкнуты, неразговорчивы, предпочитают свои чувства хранить глубоко в себе и никому о них не рассказывать. Десять процентов детей не готовы к общению вообще, даже с близкими людьми.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что процент общительности у детей, воспитывающихся в приемных семьях явно преобладает над уровнем общения воспитанников детского дома – интерната

Также мы смогли продиагностировать коммуникативные умения детей и ведущую позицию в общении. Как у детей из семьи, так и у воспитанников детского дома–интерната, ведущей позицией в общении оказалась Компетентностная (уверенное общение). Однако, если сравнивать зависимую (неуверенную) позицию в общении, то можно увидеть, что у детей из детского дома такая позиция оказалась выше примерно на 20 процентов, нежели у детей из приемных семей.

Таким образом, мы можем сделать общий вывод о том, что коммуникативные показатели подростков, воспитывающихся в замещающих семьях, оказались выше показателе детей из детского дома – интерната. С чем же это может быть связано? Как мы уже говорили, каждому ребёнку в столько непростой и противоречивый период, как никогда, важно общение со значимым взрослым.

Общаясь и разговаривая со своими родителями, пусть даже приемными, ребёнок рассказывает про себя, про то, что его тревожит, тем самым, он анализирует свое поведение, получает одобрение со стороны взрослых, получает поддержку и становится увереннее. Ребёнок же, у которого нет такого взрослого, не может поделиться тем, что его волнует, ему некому рассказать о том, что он хочет сменить прическу или о том, что сегодня его друзья его сильно обидели, или рассказать о том, что он совсем не знал, что делать, у него нет того самого взрослого, который поддержит его и скажет о том, что он всё делает правильно, что в нем все так.

 

Нашими исследованиями мы хотели показать значимость родителей в жизни каждого человека".