Благотворительный проект по поддержке детей-сирот Костромской области

Кризис старшего школьного возраста. Когда родителей нет

29 Июля 2020


Многие из моих ровесников встречали совершеннолетие на 1-2 курсе института: в школу в 6-7 лет, 10 лет учёбы в школе и один год в университете – простая арифметика. Теперь ребята учатся в школе 11 лет. А это значит, что даже если ребенок зачислился в первый класс в полных 7 лет, уверенно учился, не оставаясь на второй год, совершеннолетие он встретит в школе. В итоге ребенок получает на год продленное детство, и, вероятно, более осмысленный подход к выбору профессии. Но это в кровной семье. А что значит встретить совершеннолетие в школе для сироты?

Про кризис младшего школьного возраста знают, если не все, то многие. При этом, выпуск из школы по волнительности момента, не уступает зачислению в первый класс. Аттестат получен, и вот они – открытые пути – ответственность выбора и манящее «прекрасное далёко». Здорово, когда в такой момент ребенка поддерживают родители. Замечательно, когда рядом есть ресурсный взрослый, который поддержит, подскажет и направит в сложную минуту. Ребята, оставшиеся без попечения родителей, лишены поддержки кровных мам и пап. Большинство сирот по окончании 9 классов – уходят в училища, колледжи и техникумы. Не многие продолжают обучение в старшей школе. И здесь некоторых ребят подстерегает ловушка.

По закону приемный родитель обязан заботится о ребенке до 18 лет. В соответствии с договором он выполняет обязанности опекуна и при этом получает скромное вознаграждение, которое в сегодняшних реалиях в большинстве регионов направляется на содержание приемного ребенка. Сложившаяся ситуация является следствием того, что алиментная система работает… почти что никак. А на расходование, вернее нерасходование, причитающейся ребенку пенсии по потере кормильца, у отдельных органов опеки встречается свой взгляд, не объяснимый ни сточки зрения логики, ни с точки зрения закона.
И вот в середине учебного года совершеннолетний ребенок оказывается в ситуации, когда он «уже взрослый», родители из приемной семьи, формально выполнившие свои обязательства по воспитанию ребенка, освобождаются от опекунских обязанностей и лишаются причитающегося вознаграждения, которое, как мы уже знаем, идёт на содержание ребенка. В результате добропорядочные семьи доводят ребенка до окончания школы, помогают с поступлением в вуз, вкладываясь, как правило, уже своими средствами (иногда выручают накопления ребенка – если пенсия и алименты всё-таки имели место быть). Но бывает по-другому. Бывает, что семьи – добропорядочные, и вполне благополучные, подходят к черте 18-летия на излете детско-родительских отношений. И тогда «взрослый ребенок» посреди учебного года оказывается без поддержки семьи. Сколько усилий нужно приложить для сохранения необходимого рабочего настроения, находясь в неустойчивом финансовом состоянии, переживая перелом в жизни, когда прощание с домом происходит не по факту поступления в вуз, а на перепутье, когда все судьбоносные события еще только ждут и стремительно приближаются?

Не назрела ли необходимость изменений в законодательство, гарантирующих поддержку выпускников, оставшихся без попечения родителей до момента получения среднего общего образования, и мотивации семьи к доведению ребенка до момента окончания школы и сдачи экзаменов?

Фото: интернет.