Равенство ≠ справедливость
До того, как я стал работать в сфере социальной защиты, мне казался совершенно несправедливым тот факт, что при зачислении в учебное заведение в первую очередь шли льготники. Получается - кто-то добросовестно учится, весьма успешно сдает экзамены и не попадает на выбранную специальность только потому, что несколько мест занято льготниками, которые зачастую учились не так успешно. Кстати в этом году для меня стал удивительным факт, что в некоторых московских вузах абитуриентам без льгот делать было просто нечего. Там был конкурс среди олимпиадников, которых, по причине отсутствия второго этапа всероссийских олимпиад, оказалось что-то уж слишком много. Ну да это элитные вузы, Москва и олимпиадники. Если речь идет о ребенке-сироте, то в 90% случаев мы в качестве вводных имеем провинциальный колледж и в лучшем случае ребят-середнячков.
Ранее мне не приходилось сталкиваться с системой среднего профессионального образования, и, чего уж греха таить, как выяснилось, я даже не знал названий доброй половины колледжей и техникумов в Костроме. Теперь разбираюсь в этих учреждениях намного лучше. И все это благодаря Денису. Просто в этом году он выпустился из 9-го класса и пришло время определяться с профессией. Денис колебался между специальностями повара и парикмахера. И в результате выбрал второе. Когда зимой я начал выяснять тонкости поступления, знакомый из колледжа заверил, что Денис должен поступить без особых сложностей. И это расслабило меня.
Подавать документы в колледж Денис ездил с воспитателями детского дома и этот этап прошел мимо меня. А потом… Потом Денис позвонил мне и попросил уточнить – всё ли получается с поступлением. Я смутился, поскольку был уверен, что сложностей возникнуть не должно. Позвонив в приемную комиссию, я узнал, что Денис имеет весьма призрачные шансы поступления на выбранную специальность. В итоге мы поехали в колледж искать пути выхода. Там обозначили, что льготы сиротам на поступление пару лет назад упразднили. Зачисление идет по «конкурсу аттестатов», и среднего балла, вероятнее всего, не хватит. Конкурс – больше 3 человек на место! Эта минута была не простой. Решили написать заявление на специальность «Оператор связи» где конкурс был не такой жесткий.
На тот момент у Дениса на руках уже был диплом о прохождении парикмахерских курсов в салоне красоты «Стиль». (Здесь хочется выразить особые слова благодарности таким благотворителям, которые вооружают ребят практическими навыками и готовят их ко взрослой жизни – это действительно ценно). Мы договорились с преподавателем колледжа, что у Дениса будет возможность стажироваться в составе волонтерской бригады и делать прически в театре мод, а по окончании основного образования можно будет пройти 560-часовые курсы переподготовки на парикмахера, что даст полное право заниматься любимым делом. Такое решение было пусть небольшим, но утешением. На повара поступить также не получилось, а потому 1 сентября Денис пошел постигать основы связи.
Но учиться на связиста долго не пришлось. Уже в пятницу вечером пришла радостная новость о том, что освободилось бюджетное место и Денис, имеющий базовые навыки, может перевестись в группу к парикмахерам. И вот уже третий день он с восторгом постигает ремесло, которое выбрал сам. Мы с ним созваниваемся каждый день. Денис рассказывает о своих увлекательных занятиях ( в т.ч. о 10 видах расчесок - каждая из которых имеет своё название) и о приключениях в стенах колледжа. А я, в свою очередь, брюзжу о том, что нужно относиться к учебе серьезно, выстраивать гармоничные взаимоотношения с преподавателями и одногруппниками.
Мечта Дениса сбылась. Сбылась чудесным образом. Но проживание этой ситуации заставило задуматься вот о чём. Недостижение желаемого результата в учебе можно разложить на два блока факторов:
- внутренние – когда «не могу», «не дано», «не хочу».
- внешние - когда «дано», «хочу», «могу» (вернее мог), но обстоятельства складываются так, что теряются точки опоры.
Представьте ситуацию выпускного класса. Идет серьезная подготовка к новому этапу жизни. И вдруг после первой четверти меняется не только учебное заведение, что уже не малый стресс. Вместе со школой меняется привычное окружение! Дом, в котором прожил всю сознательную жизнь, близкие и друзья – всё это оказывается далеко. А вместо этого появляются казенные стены, новые люди – хорошие, но которых ты до этого в жизни ни разу не видел, жесткий режим, а в соседях - собраться по несчастью – каждый переживающий свою личную трагедию. Как в этих условиях можно собраться и успешно завершить выпускной класс? Это сложно сделать даже когда «до» всё было хорошо. Но мы помним, что у ребят, оставшихся без родителей это самое «до» почти никогда не бывает идеально. Вот и получается, что условия изначально не равны. И, вероятно, безусловных льгот быть не должно, но хотя бы небольшие поблажки в виде конкурса на квотированные места или дополнительные доли балла в качестве «поправки на статус» нужны.