Ребенка можно не любить!
«Ребенка можно не любить» - Люблю эту фразу, она очень заряжена и вызывает самые разные реакции, причем, не только у родителей.
На днях у меня состоялся разговор с кандидатами в приемные родители. Мы говорили о трудностях, с которыми им, возможно, предстоит столкнуться. Тема не простая, ведь на стадии подготовки к такому благостному делу, как принятие ребенка в семью, хочется думать о хорошем.
В какой-то момент мы заговорили о любви к ребенку, как всеисцеляющей силе. Думаю, многие согласятся с идеей: «Все что нам нужно - это любовь. Нам хорошо расти и взрослеть, легко развиваться и проявлять активность, нам вообще хорошо живется, когда мы (люди), чувствуем, что нас любят».
⁉А что если.... Если любви к ребенку нет, она никак не приходит, или прошла - как и не было (такое, кстати, тоже бывает). Как растить ребенка, если у меня, как родителя, нет самого «главного инструмента» - нет любви?
Искренне благодарю участников группы за такой поворот в нашей дискуссии, а за те выводы к которым мы пришли. Делюсь:
1. Отсутствие любви не равно «нелюбви». Это важно! Да, если нет любви к приемному ребенку (а я такое часто и в кровных семьях наблюдаю), это не значит что есть много «нелюбви».
2. Важно понять, что тогда есть и сколько его?
3. Было бы здорово, если бы это были:
- Принимающая забота (я принимаю тебя со всеми достоинствами и недостатками и забочусь о тебе)
- Поддержка (я поддерживаю твои идеи и чувства, тебя во всех проявлениях)
- Безусловное принятие (ну, хотя бы стремимся минимизировать условия)))) - я принимаю тебя таким какой ты есть, даже если ты не такой, как мне хочется
- Надежный контакт (телесный, вербальный, любой: я тебя вижу, слышу, чувствую)
- Бережный интерес и любопытство (я стараюсь знать, чем ты живешь)
- Жалость и бережность (я вижу как тебе трудно, я готов помогать)
- Положительное подкрепление и мотивация (я замечаю твои достижения, даже самые маленькие, редкие и едва заметные)
- Создание развивающего пространства (я знаю про твои интересы и готов создавать условия для их развития, ровно столько и те, какие тебе надо)
- Радостное созерцание (я рада тебе! Что бы не происходило) и т.д...
4. Если ничего из списка не подошло, опишите ваши чувства-отношения с ребенком своими словами.
5. Если вы замечаете, что приближаетесь к «НЕЛЮБВИ», всегда можно попросить помощи в поиске и рассмотрении того, что поможет вам быть ближе (у близких, других родителей, специалистов).
В отношениях всегда много полутонов, важно научиться их рассмотреть. Надеюсь, наш список вам откликнулся. Попробуйте оценить, что вы уже делаете много и часто, чему стоит научиться и что развить, от чего было бы полезно отказаться? Как бы вы назвали ваши отношения с ребенком - любовь или ...?