Благотворительный проект по поддержке детей-сирот Костромской области

Как помочь ребёнку полюбить учёбу?

28 Июня 2022

Для многих детей и родителей учёба — как страшный сон.
Но почему такой важный этап в жизни воспринимается как неприятность и мучение?

Психолог проекта «Хочу домой» Ирина Чистякова разбирает 4 коварных мифа об образовании и дает профессиональные советы для преодоления трудностей.

 

Миф 1 Сперва учеба, жизнь потом

Многие родители на вопрос: «Чем ваш ребёнок занимается, помимо учебы?» отвечают: «Ничем! Мы учиться-то не успеваем!».

На самом деле, обучение — малая часть нашей жизни. А в остальное время – детство: друзья, игры во дворе, музыка, первая любовь, книжки. Тик Ток, в конце концов.

Позвольте себе и ребёнку насыщенное детство. Походы, экскурсии, концерты, поездки, кружки и секции (которые можно бросать и начинать новые). Нельзя жертвовать жизненным опытом в угоду грамматики и арифметики.

Миф 2 Обучение — это труд!

Начиная с подготовительных классов многие родители внушают ребёнку, что обучение — большое дело и подход требуется основательный. Но школьнику бывает трудно это осознать.

Дело в том, что большая часть школьных знаний – это теория, а практика — впереди, когда ребёнок вырастет и возьмёт ответственность за свою жизнь. И здесь возникает проблема.

Ребёнок слышит о том, что образование — это важно, но пользы от этого в настоящем не получает. А думать о будущем еще не научился.

Представьте, что на работе вам дали задание, в котором вы не видите смысла. Да, вам за него заплатят и, вероятно, вы его выполните. Но получите ли вы удовольствие от процесса?

Обучение можно сделать интересным, если добавить в него элементы игры. Когда ребёнок увидит, как использовать знания в жизни — он поймёт, зачем ему учить теоремы и формулы.

К примеру, если ваш ребёнок изучает классическую механику на уроках физики, сыграйте с ним в бильярд. В ходе игры вспомните законы сохранения энергии и импульса, закон всемирного тяготения. Не обязательно брать с собой тетрадь и ручку. Главное, чтобы ребёнок увидел, как работают полученные в школе знания.

Изучите школьную программу и попробуйте найти ей применение в увлекательной форме. Подключите фантазию или обратитесь за советом к педагогу.

В идеале, с игровыми формами обучения детей должны знакомить сами преподаватели. Но это на их совести. А ребёнок — ваш.

Миф 3 Одно образование на всю жизнь

Когда есть нормы – жизнь становится безопасной и предсказуемой. Принято считать, что норма – это когда на образование отводится определенный этап жизни. Схема простая: Школа — Профильное образование — Работа.

Не будешь учиться — станешь дворником. Закончишь университет с отличием — будет тебе счастье! Многие родители продолжают цепляться за эту модель.

Но сегодня люди проще относятся к учёбе. Да и к жизни в целом. Управленец ведущей компании без высшего образования едва ли кого-нибудь удивит. Знания можно получить в любом возрасте.

Люди позволяют себе менять профессию после 30 лет или поступить в университет после 50-ти. Если студент к концу первого курса передумал и забрал документы из университета — это нормально. Если, конечно, это осознанный выбор.

Наглядный пример - как Ирина Чистякова пришла в профессию:

"Кто бы мне в мои 16 лет сказал, что я буду психологом, я бы ни за что не поверила! Да и профессии-то такой не знала, просто заодно с подругой поехала поступать в Шарьинское педагогическое училище, потом много лет работала воспитателем детского сада, и даже не задумывалась о смене профессии.

Просто в какой-то период времени, все вокруг начали получать высшее образование (заочно, будучи взрослыми и работая). Решила, что и мне это по силам.
Поехала подавать документы в последний день! В списке профессий был воспитатель. Подумала, что я это уже знаю. Дефектолог – точно нет, я не смогу работать с коррекцией. Ну, и психолог. Ничего не знала про эту профессию. Её и выбрала. Дома конечно, покрутили пальцем у виска, возмутившись в духе: «Что это за профессия такая? Это даже не учитель!»
Но мне было интересно. И это изменило мою жизнь! Теперь я не просто психолог, я специалист помогающей профессии, меняющий жизнь… лекарь душ! Но я действительно не знала, что так можно."


Никогда не поздно сменить училище, факультет, специальность, пройти курсы переподготовки или повышения квалификации.

Если ваш ребёнок сомневается в выборе профессии накануне поступления и боится упустить «свой единственный шанс», расскажите ему, что учиться можно хоть всю жизнь. Главное — полюбить процесс. Вдохновите его опытом других смельчаков или своим собственным.

Миф 4 «Нам лучше знать!»

«Родители выбирают за меня профессию» — один из популярных запросов в интернете. Только 4% родителей готовы безоговорочно принять выбор ребёнка.

У родителей больше жизненного опыта, поэтому они считают, что лучше знают, на кого пойти учиться.

Сегодня в России около 25 000 уникальных профессий и специальностей. Какая из них окажется перспективной — исследователи говорить не берутся.

Например, сейчас, ожидается спрос на бухгалтеров, так как в России прогнозируют рост предпринимательства из-за санкций. Кто будет востребован через полгода — остается только гадать.

Не критикуйте выбор ребёнка, а задавайте вопросы: «Почему ты решил выбрать эту профессию»?, «Кем ты планируешь стать после учебы?», «Куда ты мечтаешь устроиться на работу?».

Вместо пререканий получится конструктивный диалог. И вы еще раз дадите ему возможность подумать о своем выборе.

Так что же делать? Просто быть! Быть взрослым, быть рядом, быть справочником и телефонной книгой, быть контейнером для тревог и переживаний и верить, что у него все получится.

«Ты делай, а я буду рядом!» – следуя этому правилу в процессе принятия важного решения вашим ребёнком, вы поможете ему стать самостоятельней и счастливее.